Рождественская служба 2017
В праздничные дни даже самые маленькие храмы и часовни открывают свои двери для верующих. Службы, с небольшими перерывами, идут одна за другой. Начинаются они подчас совсем рано, ещё до семи утра, а заканчиваются за полночь. Людей полным-полно. А в наших сельских приходах тихо и празднично одновременно. Нет суеты и все по деревенски просто. Непривычному человеку провести в церкви целый день очень тяжело. Даже воцерковленные, и те не всегда отстаивают все службы. А ведь византийская традиция предполагала круглосуточное служение Богу, без перерывов.
Рождество — особенный праздник. И служба в этот день особенная. Во многих храмах, но не везде, праздничное богослужение совершается ночью. Как встретить Рождество, чтобы не только ощутить праздничное настроение, но и пережить это событие вместе с Церковью. Для этого конечно же прежде всего нужно любить Бога, верить, что Сын Божий – Иисус Христос родился ради нашего спасения, родился как самый простой человек, да еще и не в комфортном жилье или больнице, а в хлеву, в загоне для скота. Его простота должна и нас заставить задуматься. Он, будучи еще малышом, уже терпел неудобства и тяжести, но не ради себя самого, а ради всех нас. А мы можем хотя бы ради себя потерпеть неудобства ночной службы.
Все храмы накануне этого события начинают подготовку. И наш храм не исключение. Прихожане, незадолго до Рождества провели генеральную уборку храма. К празднику они постарались украсить икону Рождества цветами, поставили наряженную елку, сделали на улице вертеп и даже вылепили из снега двух овечек. Сам праздник прошел в молитвенном настроении с большой радостью в сердце каждого прихожанина.
В сам праздник, 7 января в Михаило - Архангельском храме в п. Городище совершил Праздничную Рождественскую Литургию настоятель храма иерей Алексий Дериземля. На торжественном Богослужении присутствовало 40 человек, 22 из которых причащались.
P.S. «Рождество – день, с которого началась новая эра. День, который настолько потряс человечество, что люди стали с него отсчитывать новое летоисчисление. Поэтому любой человек, умеющий читать, не сможет сказать на Страшном Суде, что он ничего не слышал о Рождестве Христове. Любая газета, телевизионный канал, интернет каждый день извещают нас о том, что 2017 лет тому назад в городе Вифлееме родился младенец, которого назвали Иисус, и который пришел избавить каждого человека от грехов. Эта новость облетела весь мир и по сей день доносит до нас весть о приходе в мир Спасителя.
Так много можно об этом говорить, потому что столько разных оттенков в этом событии, столько возможностей переживать его, быть внутри его. Быть внутри, потому что богослужение – это не как театральное действие. Человека внимательного, молитвенно настроенного, оно вводит внутрь праздника, поэтому так важно быть на праздничных, воскресных службах, быть участниками. Само евангельское повествование столь потрясающе рассказывает о явлении ангелов, вести, которую они принесли, весть, которая столь важна современным людям. Потому что все мы, а особенно нецерковные люди, находимся в таком состоянии души, которое называется уныние. Некоторые просто умирают от уныния, но не хотят в этом признаться себе и не знают, как из него выйти. Лукавый же пытается обманывать людей, подсовывая иллюзию выхода из этого состояния: это все равно, что лечить наркоманию героином. Приму – и мне станет полегче на какое-то время, потому увеличу дозу… Апогей этого мы наблюдали только что во время празднования Нового года. Сначала это состояние нагнеталось и разогревалось: до Нового года осталось столько-то… успейте купить… Потом шампанское, куранты, канонады фейерверков за окнами, заклинания «пусть все плохое останется в прошлом», «пусть этот год принесет только самое хорошее». Общая зачарованность, иллюзия, всеобщий обман: завтра мы проснемся – и все будет хорошо. Эти надежды, ожидания понятны, человек всегда живет надеждой, ищет исполнения своих мечтаний и желаний.
Исполнение же наших желаний – это Христос. Им живет душа, Им происходят изменения нашей жизни. Всегда так было, что именно во Христе люди ждали исполнения своих надежд, изменения своей жизни, а потом произошла подмена, праздник Рождества Христова отменили, заменив празднованием Нового года, а духовное ожидание оставили: вот придет … Новый год … и все изменится. Изменения же возможны лишь изнутри, счастье приходит изнутри человека.
Шумная, громкая радость Нового года фальшива и быстро проходит, не принося никаких радостных изменений, потому что люди ищут радость не там. Как говорил один удивительный человек: «Радость моя! Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» и «Радость моя! Христос воскресе!» Радость может быть только во Христе и от Христа. И праздник Рождества Христова – это как раз возможность оказаться внутри этой радости о родившемся Богомладенце Христе. И если человек это поймет, и здесь начнет искать радость жизни, то никто этой радости не отнимет. Потому что радость и мир о Духе Святом могут быть вечными.
- Когда я говорил проповедь на Рождество, то один человек сказал, что никогда не задумывался о таком смысле Рождества. К сожалению, случается так, что Рождество становится лишь поводом собраться за столом, а не в храме. На Западе Рождество уже не ассоциируется с Христом, сознательно вытесняется имя Христа, заменяясь понятием некоего зимнего праздника.
В нашей стране в этот день многие также собирались за столом, наливали, произносили тосты «С Рождеством!», «Светлого Рождества!», но Господь пришел на землю не для того, чтобы прибавить еще один праздничный день, в который мы бы могли расслабиться. Христос пришел для другого, Он пришел, чтобы умереть на кресте. Этот путь начинается уже с самого Рождества. Ирод пытается сразу убить Его, избивая младенцев. Христос рождается для того, чтобы умереть, и не своей смертью, но за нас, за наши грехи. Этот внутренний смысл праздника не должен упускаться нами. Это не повод для внешнего ликования, но повод обратиться внутрь себя и задуматься, как я могу освободить Господа от тех страданий, которые Ему причиняют мои грехи. И это повод лишний раз поблагодарить Его за великие милости к нам.
Святочные дни – это Святые дни, в них совершается попразднество Рождества. В Церкви есть удивительная возможность праздновать большие праздники не один день. Существует предпразднество, которое настраивает, подготавливает к празднику, и попразднество, которое может длиться несколько дней, Святки, например, длятся до самого праздника Крещения. Это как Светлая Седмица после Пасхи, дни, в которые надо напитать душу радостью духовной, душевной о родившемся Христе.
Эти дни даны для достижения духовной цели христианской жизни – для стяжания благодати Духа Святаго. Конечно, они не для праздности и безделья, но для умножения. На Святках всегда ходили в гости, но не к достойным и богатым, а к бедным. Душа начинает черстветь и умирать без служения старикам, детям, одиноким. Поэтому всегда очень важно исправлять жизнь таким образом, чтобы было время в течение этой недели для общения с несчастными. Это время напитать свою душу общением с людьми, которым бывает в тысячу раз хуже, чем тебе. Ты со своими мелкими проблемами забываешь о том, что есть те, кому гораздо хуже, чем тебе. Это время навестить пожилых родителей, зайти к одиноким соседям, больным, бездомным.» протоиерей Евгений Попиченко
Назад к списку